БЛОГ ТУЛЬСКОГО ИНЖЕНЕРА

ЭЛЕКТРОНИКА,ПЛАСТИК,МЕТАЛЛООБРАБОТКА

Снеговая лопата Ламбада

   Когда то, давным-давно кто то неведомый завез партию американских лопат Rugg Backsaver в нашу заснеженную страну. Конечно завез для продажи, а не для того, чтобы это изделие беспардонно передрали. Однако случилось именно последнее. Не все же им всех дурить своими фантиками с портретами президентов. От оригинальной конструкции есть только одно отличие – посадочное место для черенка перенесено выше, поскольку в оригинальной конструкции применялся достаточно дорогой гнутый черенок, а нам таких трат не хотелось.

Снеговая лопата Rugg Backsaver

Rugg Backsaver

Снеговая лопата Ламбада

Ламбада (Квебек, Снежная королева)

    Эргономику пришлось пересчитать. Профиль тоже пришлось сменить. Заклепки, как в оригинале, тоже не самое дешевое решение. Полазив несколько дней в интернете я не нашел подходящего алюминиевого профиля под опрессовку. Тогда его у нас просто никто не делал. Фильеру пришлось заказывать под профиль творчески заимствованный с какой то польской лопаты. Фирмы, занимающиеся изготовлением профиля могут изготовить фильеру по чертежам заказчика. Особенность этого дела состоит в том, что фильера делается за счет заказчика, но остается собственностью изготовителя. В некотором роде это логично – они делают фильеры под свое оборудование. Однако есть тут маленькая загогулина. Изготовитель профиля обычно не обещает и не соблюдает эксклюзива на изделие. Полученный профиль может быть заказан кем угодно (разумеется и Вашими конкурентами в том числе), поскольку добавляется в ассортимент производимых профилей. Впоследствии мы с этим столкнулись. Конечно договориться о чем то можно (теоретически), вопрос в том, станет ли договоренность соблюдаться и первым условием будет регулярный ежемесячный объем закупок. Для алюминиевых производств заказ в тонну – другую это ничто. Они считают другими порядками, и не очень дорожат мелкими заказчиками. Поэтому об эксклюзиве можно и не заикаться.

Изначально лопата делалась под деревянный черенок с слегка конической заточкой.

Ламбада со старой ручкой

Первые образцы были такими.

Старая ручка

Старая ручка

   Ручку я передирал с того же Rugg Backsaver, достаточно прилично видоизменив. Впоследствии прессформу на нее кому то продали. После появления новой усиленной ручки, старая стала совсем уж не актуальна. При отливке из совсем дрянной пластмассы она даже ломалась.

 Старая ручка в трех цветах

   От деревянных черенков тоже быстро отказались. Хлопотная вещь. Дерево постоянно меняет свой размер в зависимости от влажности, что доставляет массу проблем при сборке. Да и с производителями были постоянные неувязки, то цену заломят, то сроки сорвут, или проблемы у них с чем нибудь. Геморройно.

   Алюминиевая труба намного удобнее. Диаметр гуляет в размере допуска, заказать можно там же где и профиль. Режется быстро и легко. Можно даже сделать разборный вариант (разумеется потом сделали, обозвав автомобильным)

 Автомобильный вариант Ламбады

   Изначально главной задачей было получить особую прочность. Вес был на втором плане. В Центроинструменте испытывали некую импортную лопату, катаясь по ней на машине. Жесткая конструкция Backsavera предполагала подобную прочность.

 Давление Ламбады джипом

   Первоначально, когда рецептура и режимы литья соблюдались, использовалась только «первичка» полипропилена с морозостойкой каучукосодержащей добавкой КМД все было действительно так. Более того, мы катались по свежеотлитым ковшам на груженом грузовике. Ковши с правильной рецептурой не ломались. Потом перешли на блоксополимер. Потом на вторичку. Потом на совсем паршивую вторичку. Жадность великая сила! Однажды шеф решил продать несколько лопат и показать хозяевам одного магазина «правдивость рекламы», проехав по лопате на джипе. Кончилось конфузом. Ковш разлетелся на осколки. В любой экономии надо знать меру.

   В начале «нулевых», когда делалась эта лопата, в конторе не было обрабатывающего центра. Пуансон и матрица лопаты делалась в Подольске. Обошлось не без приключений, но детали были изготовлены.

Пуансон Матрица

   Прорези в матрице, образующие силовые ребра ковша, делались электроэрозией. В окончательном виде все даже красивенько.

Черная лопата сзади

Черная сзади.

Желтая лопата сзади

Желтая сзади.

Желтая лопата

Желтая.

Черная лопата

Черная.

 Ковш

В реальности.

Снежная королева 

В сборе. Экземпляр из вторички. (Видно по черному цвету и грязным разводам на ковше)

Разборный вариант

Вид разборной лопаты спереди и сзади.

Змейка 

Изогнутая «змейка» не для красоты. Она создает боковой поток при литье, рассекая спай, образуемый при обтекании потоком знака, формирующего отверстие кнопки. Без нее под нагрузкой пластик трескался. Расчет был сделан программой анализа литья от Moldflow.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Лопаты, производимые для Центроинструмента льются из материала получше. В черном цвете продаются под названием «Квебек» (якобы канадская), в голубом металлике и оранжевом под названием «Ламбада» (якобы финская). По нынешним меркам лопата тяжеловата. Ковш весит порядка 1,2 кг. Размер же вполне средний. Перед уходом из  «Протекса» я разработал несколько «больших» лопат. Большую и «сверхпрочную» хорошо подумав, решили не делать. Все же лопата должна быть максимально легкой. Хотя экземпляр получился бы красивый.

Черный прототип

В сборе.

Оранжевый прототип вид сзади

Вид сзади.

 

  А вот эти ручку и лопату моей разработки доделали уже без меня. Правда доделка затянулась на год – два, при том, что работы реально было максимум на пару месяцев.

Ковш зеленый

Ковш.

Ручка "Зара" переименованная в "Атлант"

Ручка. (содрано у Фискарса и переделано под круглый 32мм черенок)

Suncast 

Видно откуда уши растут? Правда у оригинала поликарбонат, а это совсем другая песня.

Поделие в сборе 

Вид с ручкой.

   Вот такая получилась лопатная история. Поскольку выпущено этих лопат за 10 лет весьма немалое количество, прессформа уже два года назад была сильно изношена. Сейчас внешний вид этих лопат уже не тот, что раньше. Вес ковша по современным меркам великоват, а прочность уступает лопатам из поликарбоната. Однако в свое время, не побоюсь сказать, это была лучшая снеговая лопата отечественного производства в России.